За верное служение Пушкину

Отмечен Дипломом «За верное служение Пушкину» Государственный Пушкинский театральный центр в Санкт-Петербурге под руководством Владимира Рецептера.

Государственный Пушкинский театральный центр в Санкт-Петербурге
Художественный руководитель
Государственного Пушкинского театрального центра в Санкт-Петербурге
и Театра «Пушкинская школа»
Народный артист России, лауреат Государственной премии России
ВЛАДИМИР РЕЦЕПТЕР

Государственный Пушкинский театральный центр в Санкт-Петербурге был создан в 1992 году. В художественный совет вошли Дмитрий Лихачев, Сергей Фомичев, Станислав Рассадин, Валентин Непомнящий, Петр Фоменко, Олег Басилашвили, Сергей Юрский, Эдуард Кочергин, Валерий Гаврилин. Центр возглавил известный актер, режиссер, поэт, прозаик, драматург Владимир Рецептер.

Центр успешно объединяет четыре вида деятельности – театральную, фестивальную, издательскую и педагогическую.

Сегодняшняя стратегия Центра:
создание «Театрального собрания сочинений Пушкина»;
организация ежегодных Всероссийских Пушкинских фестивалей в Пскове и Пушкинских Горах;
издание серии «Пушкинская премьера» (уникальные книги, отмеченные международными и отечественными премиями и получившие высокую оценку пушкинистов);
развитие театрального коллектива, ориентированного на освоение пушкинского репертуара – Театра «Пушкинская школа», созданного из выпускников Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства в 2006 году (речь идет о первом в мировой сценической практике Театре Пушкина, в отличие от театров имени Пушкина, подобном Мемориальному шекспировскому театру в Стратфорде-на-Эйвоне).

В спектаклях Центра принимали и принимают участие известные петербургские актеры – Ольга Антонова, Нина Ольхина, Кира Петрова, Татьяна Тарасова, Зинаида Шарко, Мария Лаврова, Марина Солопченко, Изиль Заблудовский, Леонид Мозговой, Юрий Томошевский, Вячеслав Захаров, Сергей Барковский, Алексей Девотченко, Игорь Волков, Дмитрий Готсдинер и другие.

Спектакли играются в уникальном интерьере начала XIX века – анфиладе знаменитого Дома Кочневой на Фонтанке, 41 (архитектор Луиджи Руска).

В активе Центра – участие в проведении международных пушкинских проектов в Вене, Будапеште, Берлине, Брюсселе, Люксембурге, Франкфурте-на-Майне, Бристоле, Токио, а также в городах России – Москве, Омске, Орле, Красноярске.

Спектакли Центра были показаны на международных фестивалях в Стендфорде, Париже, Марселе, Лионе, Вроцлаве, Киеве, Новосибирске, Оренбурге, Санкт-Петербурге.

Центр активно сотрудничает с ИРЛИ РАН (Пушкинским Домом), Всероссийским государственным музеем А.С. Пушкина, Российским Пушкинским обществом, с Пушкинскими обществами США, Великобритании, Германии.

Театр «Пушкинская школа» – первый в России и мире театр Пушкина, создаваемый по образцу Мемориального Шекспировского театра в Стратфорде-на-Эйвоне. Здесь пытаются понять и творчески освоить принципы новой для русской сцены театральной системы Пушкина.

Летом 2001 года в Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства появился актерский курс «с углубленным изучением творчества Пушкина». Спустя пять лет из выпускников курса при Государственном Пушкинском театральном центре в Санкт-Петербурге был создан театр «Пушкинская школа».
Основатель и художественный руководитель Пушкинского центра и театра – прославленный актер и режиссер легендарного  БДТ времен Георгия Товстоногова, народный артист России, лауреат Государственной премии России Владимир Рецептер.

«Пушкинская школа» –
это крупнейшие пьесы мирового репертуара: Пушкин и Гоголь, Шекспир и Мольер, Блок и снова Пушкин;
это молодая, мобильная театральная труппа;
это живой театр, бегущий от ложного «академизма» к «истине страстей».
Здесь ставят только классику, но каждый спектакль «заряжен» современным ритмом.
Сегодня театр «Пушкинская школа» – признанный фаворит тех, кто отдает предпочтение молодым, ищущим, не боящимся экспериментов театральным труппам.



Издательская серия «Пушкинская премьера», в названии которой сопряжены два начала – филологическое и театральное, – открывает новые и неожиданные научные, исторические и художественные аспекты пушкинского творчества. Пушкин и наука, Пушкин и сцена, Пушкин и критика, Текст и Подтекст, Слово и Действие, повороты судьбы и творчества Первого Поэта России в истории и дне сегодняшнем – об этом рассказывают издания серии:

«Пушкин в прижизненной критике»
Первый в мире свод литературно-критических отзывов о Пушкине, вышедших при жизни поэта. Давая ясное представление о становлении поэта и о развитии русской критической мысли, отражавшей не только события в литературе, но и изменения, происходившие в общественном сознании того времени, книги, помимо ценной научной информации, доносят до читателя живое дыхание пушкинской эпохи. Включает в себя также некрологические статьи, посвященные Пушкину, и наиболее значительные критические отклики 1837 – 1841 гг. на посмертно изданные произведения Пушкина.
Диплом Ассоциации Книгоиздателей АСКИ «Лучшие книги года» (2009). Получили высокую оценку специалистов, ученых-пушкинистов, писателей, прессы.

Играем Пушкина
Материал, накопленный за семь лет на основе фестивальных пушкинских показов и обсуждений, уникален. В разные годы участниками лабораторий стали признанные мастера режиссуры: П. Фоменко, О. Ефремов, А. Васильев, Г. Тростянецкий, М. Розовский,  А. Шапиро, Б. Гранатов, Г. Козлов, В. Михельсон, В. Косенкова; артисты: С. Юрский, С. Крючкова, Э. Марцевич, Ю. Авшаров;  ученые-пушкинисты и писатели: В. Непомнящий, C. Фомичев, Ст. Рассадин, В. Курбатов, В. Кошелев, театроведы  и театральные критики: А.Чепуров, Е. Дмитриевская, Р. Должанский,  А. Соколянский, Е. Соколинский, писатель и переводчик Э. Вуд (Великобритания), председатель Германского Пушкинского общества Р.-Д. Кайль (Германия). В книгу вошли тексты докладов, напрямую затрагивающих тему «Пушкин и театр», фрагменты обсуждений спектаклей,  статьи и рецензии участников лаборатории. Цель издания – наглядно показать, как в ходе лабораторных обсуждений вырабатывается методология «театра Пушкина», то есть творческие принципы режиссерской и актерской работы над пушкинским материалом.
Премия Правительства Санкт-Петербурга в области литературы, искусства и архитектуры (2002).

М. Шемякин, В. Рецептер.  Возвращение пушкинской Русалки
Впервые за 160 лет трагедия Пушкина представлена в соответствии с последними указаниями рукописи автора, в новом для читателя порядке сцен и завершенном варианте. Факсимильно воспроизведенная рукопись Пушкина, эксклюзивные иллюстрации Михаила Шемякина (около 40 полосных графических иллюстраций и множество рисунков на полях), обширный комментарий Владимира Рецептера «История читательских заблуждений», раскрывающий тайну пушкинской рукописи, и сама трагедия на русском и английском языках.
Премии всероссийских конкурсов на лучшее пушкинское юбилейное издание. Диплом ВДНХ. Успешная презентация на международных пушкинских конференциях в Стендфордском университете (США), Вене (Австрия).

Ю. Чумаков. Стихотворная поэтика Пушкина
Книга впервые представляет читателю собранные под одной обложкой работы о Пушкине известного новосибирского ученого и пушкиниста Юрия Николаевича Чумакова. Она интересна глубоким и разносторонним анализом творчества Пушкина и прежде всего романа «Евгений Онегин», осмысленного автором в контексте поэтики и традиций русского стихотворного романа.
Рисунки Резо Габриадзе.

«И Пушкин вас поведет…» (Репетиции спектакля Борис Годунов» во МХАТе им. А.П. Чехова. Незавершенная постановка 1989 г. Запись Т.Л. Ждановой)
Издание впервые знакомит читателя с репетициями незавершенной постановки «Бориса Годунова» во МХАТе им. А.П. Чехова. Увлекательные страницы книги посвящены работе выдающихся режиссеров О.Н. Ефремова и Р.А. Сироты с такими прославленными мастерами российской сцены, как Иннокентий Смоктуновский, Олег Табаков, Петр Щербаков, Виктор Сергачев и др., их поискам своего пути к Пушкину. Книга содержит бесценный материал для понимания методологии работы с пушкинским текстом мхатовской школы, она одинаково значима и для театров, обращающихся к Пушкину, и для подготовки актерской, режиссерской смены.

«Притяжение «Скупого рыцаря»
Факсимильная рукопись А.С. Пушкина, параллельный перевод трагедии на английский язык. Эксклюзивные рисунки выдающегося русского художника Бориса Заборова, живущего во Франции. Литературоведческая работа Владимира Рецептера, открывающая новое осмысление пьесы, которое совмещает пристальный режиссерский взгляд со строгим научным подходом. Пушкинские ремарки, пометки, рабочие записи становятся действующими лицами исследования и помогают автору вскрыть утаенный подтекст «маленькой трагедии», ее подлинный сюжет, до сих пор ускользавший от читателей и театралов.

«Трагедия Моцарта и Сальери сочинения А.С. Пушкина»
Широко иллюстрированный альбом, в котором представлены эксклюзивные рисунки знаменитого русского художника, живущего в США, Юрия Купера. Здесь же впервые опубликованы факсимильная записка А.С. Пушкина о «Моцарте и Сальери» и параллельный, специально пересмотренный для этого издания, перевод трагедии на английский язык известного писателя и переводчика Антони Вуда. (Великобритания). В книге также представлены работы Владимира Рецептера «Я шел к тебе…» и «Русский «Гамлет», открывающие новые аспекты «Моцарта и Сальери» и сценической истории трагедии.
Премия Ассоциации Книгоиздателей АСКИ «Лучшие книги года» (2004) за эксклюзивное, высокохудожественное издание альбома.

Приглашение Командора. «Каменный гость» А.С. Пушкина
Широко иллюстрированный альбом, в котором представлены 27 эксклюзивных иллюстраций (монотипии) известного петербургского художника Валерия Бабанова. Здесь же опубликована фотокопия рукописи А.С. Пушкина «Каменный гость» и параллельный перевод на английский язык издателя и переводчика Антони Вуда (Великобритания»). В книге также представлена работа Владимира Рецептера «Дон Гуан и Дона Анна», открывающая неожиданные аспекты «Каменного гостя».
Почетная грамота конкурса Ассоциации Книгоиздателей АСКИ «Лучшие книги года» (2005) за оригинальность, новизну издательского проекта и высокий художественный уровень издания альбома.

Ст. Рассадин. «Невольник чести, или Драматург Пушкин» 
Эта книга известного писателя и литературоведа С.Б. Рассадина необычна по композиции и методологии анализа. В ней сталкиваются два предмета исследования – литература и театр. Вольные размышления автора о поэтике, идеях, эволюции Пушкина-драматурга и природе его художественного мышления рассекают главы с оригинальными сюжетами из сегодняшней театральной практики обращения к Пушкину. Эксклюзивные иллюстрации к книге созданы петербургским художником Энгелем Насибулиным.

Всероссийский Пушкинский театральный фестиваль в Пскове – Пушкинских горах проходит ежегодно в феврале, в дни памяти А.С. Пушкина.
   
Учредители фестиваля – Министерство культуры Российской Федерации, Администрация Псковской области, Союз театральных деятелей Российской Федерации. Организаторы – Государственный Комитет по культуре Псковской области, Псковский академический театр драмы им. А.С. Пушкина, Государственный Пушкинский театральный центр в Санкт-Петербурге (автор афиш и программ творческих лабораторий), Государственный музей-заповедник А.С. Пушкина «Михайловское».

Драматургию фестиваля составляют произведения Пушкина и авторов пушкинского круга и времени, а также авторов, чье творчество было объектом особого внимания поэта, и представителей постпушкинской эпохи, продолжающих традиции золотого века русской литературы.

Впервые Пушкинский фестиваль был проведен в 1994 году и стал одним из самых ярких культурных событий, посвященных приближающемуся 200-летию А.С. Пушкина.
За прошедшие годы в Пушкинском фестивале приняли участие театральные коллективы Москвы, Петербурга, российской провинции, известные актеры, режиссеры, писатели, русские и зарубежные ученые-пушкинисты: Олег Ефремов, Анатолий Васильев, Петр Фоменко, Эймунтас Някрошюс, Темур Чхеидзе, Сергей Арцибашев, Михаил Левитин, Марк Розовский, Геннадий Тростянецкий, Григорий Козлов, Георгий Цхвирава, Владимир Петров, Сергей Юрский, Сергей Яшин, Игорь Яцко, Светлана Крючкова, Евгений Колобов, Юрий Александров, Александр Титель, Олег Чухонцев, Юрий Авшаров, Станислав Рассадин, Сергей Фомичев, Валентин Непомнящий, Вячеслав Кошелев, Сергей Бочаров, Элен Анри, Поль Макленан, Энтони Вуд, Рольф-Дитрих Кайль, Деклан Доннеллан и многие другие.

Традиционно в рамках фестиваля работает творческая лаборатория, объединяющая крупнейших ученых-пушкинистов и практиков сцены.
Финальной точкой фестиваля является лития на могиле А.С. Пушкина, в Свято-Успенском Святогорском  мужском монастыре, в день памяти поэта, 10 февраля.