Евгений Рейн

Евгений РейнРЕЙН, ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ (р. 1935), русский поэт.
Родился 20 января 1935 в Ленинграде. Отец - архитектор (погиб на фронте в 1944), мать - преподаватель иностранного языка.

Учился в известной в городе 206-й средней школе. Рано проявил интерес к литературе. В школьные годы занимался в литературном кружке во Дворце пионеров, а впоследствии в литературной студии при газете 'Вечерний Ленинград'. Не помышляя о судьбе литератора, Рейн получает техническое образование - в 1959 закончил Ленинградский технологический институт холодильной промышленности, где приобрел специальность 'инженер-механик'. К тому же году относится первое печатное выступление - в газете 'Ленинградская здравница' увидело свет стихотворение Рейна. Следующая публикация, стихотворение в альманахе 'Молодой Ленинград', появилась только через три года.

Отсутствие доступа в официальную печать не мешало жить бурной интеллектуальной жизнью, чему способствовала и в широком смысле культурная среда, и сложившийся узкий круг единомышленников. Общение со сверстниками - И.Бродским, А.Найманом, Д.Бобышевым, А.Кушнером, Г.Горбовским и другими деятелями вновь формировавшегося литературного авангарда, а также с литераторами старшего поколения, среди которых А.Ахматова, А.Штейнберг, Г.Семенов много дало для становления Рейна-поэта. Необратимые изменения в общественном сознании - возобновившиеся связи с западным миром, проникновение западной культуры, в частности музыки, - повлияли на Рейна-человека (представитель поколения 'стиляг', он чутко следил за мировой модой, ориентируясь на зарубежные образцы).

Не работая по специальности, Рейн зарабатывал литературной поденщиной, писал сценарии для документального кино (около двух десятков), занимался стихотворным переводом с грузинского, эстонского, английского и других языков. Подобно многим ленинградским писателям шестидесятых годов, активно трудился в детской литературе. Так, в пионерском журнале 'Костер', он, кроме прочего, публикует забавные прозаические истории, нечто вроде классических 'литературных анекдотов', выпускает несколько стихотворных книг для детей. Выступает и как журналист (газета 'Неделя', журнал 'Смена', повременное издание 'Спутник кинофестиваля' и т. д.).

Влияние кинематографа заметно в стихах Рейна наряду с неоднократно отмечавшимся влиянием живописи. От первого он взял приемы монтажа, неожиданную смену планов и систему отчетливых лейтмотивов, в частности, постоянные ретроспекции (наиболее характерная примета поэтики Рейна), от второго - интерес к укрупненной детали, портрету, пейзажу (сложные многофигурные композиции отсутствуют даже в пространных поэмах). Отсылки к этим двум искусствам и перекличка с ними есть едва ли не в каждом стихотворном произведении Рейна

Редкие публикации в журналах 'Аврора', 'Литературная Грузия', 'Юность', в том числе и в заграничных изданиях, не принесли поэту известности. Впервые значительная подборка - 22 стихотворения - появилась в альманахе 'Метрóполь', где Рейн выступил также и как составитель поэтического раздела.

После 1984, когда вышел первый сборник оригинальных стихов Рейна "Имена мостов", положение его в литературе начало резко меняться. Он принят в члены Союза писателей СССР (1987) и российского ПЕН-клуба (1992), его произведения отмечены премиями журналов 'Таллин', 'Звезда', 'Огонек', альманаха 'Стрелец'. Ему присуждена Государственная премия Российской Федерации (1997).

Он читает лекции за рубежом, ведет поэтический семинар в Литературном институте им. А. М. Горького. Выступает и как эссеист и мемуарист. Книга "Мне скучно без Довлатова" объединила некоторые повествовательно-мемуарные стихотворения и поэмы, а также прозаические новеллы Рейна, часть которых известна в качестве устных рассказов.