За гармонию слова и образа

Специальным Дипломом Новой Пушкинской премии «За гармонию слова и образа» отмечен художник Константин Сутягин – автор литературно-художественного цикла «Про счастье».

Константин Сутягин
Родился 3 января 1964 года в Уфе. В детстве хотел стать писателем, но не знал, что для этого существует Литературный институт. Думал, писателями становятся сами собой - поживут, накопят жизненный опыт, а когда будет что сказать, всё само сложится. Поэтому по окончании матшколы пошел в военное училище (де Сент-Экзюпери, «Записки военного летчика», дед летчик-герой…). Ушел оттуда и поступил в МВТУ им. Баумана (кафедра «Теория полета»).

Окончив, работал инженером в РКК «Энергия», строил «Буран», проектирлвал модуль для орбитальной станции «Мир». Когда началась перестройка, стал спекулировать кухонными комбайнами, которые начали выпускать на РКК «Энергия» вместо ракет. Чинил велосипеды. Учил рисованию. Купил участок земли и пытался выращивать картошку. Продал участок, купил компьютер и занялся книжным дизайном. Делал иллюстрации. Писал статьи. Работал куратором в галерее. Рыл ямы. Делал ремонт. Был редактором журнала. Торговал мороженым на рынке…

Если бы это была американская биография, то она бы заканчивалась словами: «вот так, друзья, я стал миллионером». Но это именно русская биография, поэтому всё кончалось ничем. Ямы осыпались, мороженое таяло, космическая программа «Буран» закрылась. Издательства вылетали в трубу, картошка не родилась, от преподавания портилось настроение и охватывала тоска… В 2001 году упала орбитальная станция «Мир».
Единственное, что у меня как-то получалось всё это время - и даже кормило меня, жену, детей – это живопись. Прошло более 100 персональных выставок. Москва, Петербург, Новосибирск, Париж, Кельн, Токио, Атланта, Лондон… Картины в Третьяковской галерее, Новосибирском государственном художественном музее, Саратовском художественном музее им. Радищева, Московском музее современного искусства, Ульяновском художественном музее, Алтайском художественном музее, Новокузнецком художественном музее, Томском художественном музее, музее-заповеднике «Михайловское», в Музее современного искусства OSNY (Франция), в Центре Современного русского искусства (Джерси-Сити, США) и др. Выставлялся на Осенних салонах в Гран-Пале (Париж). Много где повезло побывать и поработать.  Был даже в Африке в составе художественной экспедиции.

Т. е., трезво глядя на прожитые 50 лет, единственное, что могу сказать про себя с уверенностью – без пафоса, даже немного стесняясь - что я, наверное, всё-таки художник. (Если считать, что каждый для чего-то родился, что у каждой жизни есть какое-то направление). Во всяком случае, никто другой из меня упрямо не получается.

У меня всё-таки накопился жизненный опыт – не военного, не продавца мороженного, но всё-таки. Из него и стали складываться книжки: про искусство, про художников, про изображение (чем оно привлекает и почему).
Странно: писал всегда про живопись, а книжки получались исключительно про счастье.
Теперь думаю: может, это и есть главный изобразительный закон? Лучше всего получается, когда автор пытается рассказать про счастье, когда ему что-то правда нравится, когда он любит и очень хочет этим поделиться.
А зачем еще нужно писать картины и книжки -  я не знаю.