Одиннадцатая церемония вручения Новой Пушкинской премии прошла в Москве в музее А.С. Пушкина 26 мая 2015 года.

Директор Государственного музея А.С. Пушкина Евгений Богатырёв.

- Добрый вечер, дорогие наши гости. Добрый вечер, дорогие друзья. Сегодня 26 мая 2015 года. Сегодня, по старому стилю, день рождения Пушкина. И уже традиционно, в 11-й раз, в Государственном музее Пушкина на Пречистенке мы проводим церемонию награждения лауреатов Новой Пушкинской премии, которая учреждена фондом Александра Петровича Жукова, Государственным музеем-заповедником «Михайловское» и Государственным музеем Пушкина, где мы с вами сейчас находимся.
Как всем нам хорошо известно, Год литературы шагает по нашей стране. Год литературы был объявлен нашим президентом, и пять месяцев, которые уже прошли, знаменуются и представлением новых авторов, презентациями новых книг и другими самыми разнообразными событиями, которые проходят по всей стране. Но литературные музеи, наверное, одно из самых привлекательных для этого года мест, поскольку именно в литературных музеях, пушкинских музеях сконцентрирован и литературный дух, и литературное творчество, и литературное наследие.
И в Год литературы наша Новая Пушкинская Премия тоже звучит особенно и по-новому. Именно в этом году мы решили отметить не маститых писателей, не новое поколение тоже уже серьезных профессионалов, а ребят. Ребят из студии при библиотеке Гайдара в Москве, которой руководит Лев Григорьевич Яковлев. И сегодня они наши главные герои, главные наши лауреаты. И им мы будем петь здравицы, гимны и будем вручать наши подарки. Для нас это очень важно. Будущее нашей российской литературы на самом деле у этих ребят. И мы сегодня будем говорить еще о том, о тех конкурсах, которые проходят не только в Москве, но и по всей нашей необъятной стране. Детское творчество, которое формируется вокруг библиотек, литературных музеев, кружков имеет самые необычные и самые благостные результаты. Потому что из этих молодых ребят в дальнейшем, через 10, 15, 20 лет вырастет будущая русская великая литература.
Я с радостью и с удовольствием передаю слово Льву Григорьевичу Яковлеву, который нам представит победителей-детей.

Руководитель Лаборатории по работе с одаренными детьми при Московской городской библиотеке им. А.П. Гайдара Лев Яковлев.

- Сейчас будет детский концерт. Меньше слов, больше дела. Премия присуждена, вроде бы всем решение нравится, но вам сейчас можно будет понять, прав ли был Совет Новой Пушкинской премии, когда принимал такое необычное решение. Вот сейчас маленькие лауреаты почитают свои литературные произведения. А вы уже, очевидно, своими аплодисментами или отсутствием их нам скажете, хорошо это или плохо.
Но перед тем хочу пригласить на сцену Анну Владленовну Ямпольскую. Это уникальный человек. Человек, который придумал «Волшебное слово» - Всероссийский конкурс детского творчества. Приходят туда тысячи рукописей. И вот половина сегодняшних победителей - это финалисты этого конкурса.

Вдохновитель Московского открытого конкурса детско-юношеского литературного творчества «Волшебное Слово» Анна Ямпольская.

- Что я могу сказать? Дети замечательные, дети талантливые. Чем больше интересных конкурсов, чем больше студий, тем лучше. Мы всех приглашаем на конкурс «Волшебное Слово». Информация на нашем сайте. Ну и – пишите, творите. Что еще можно говорить? Все прекрасно.

Лев Яковлев.

- Итак, первым я зову Даниила, Даню Мануйлова, который прочитает вам то ли рассказ, то ли историю, то ли сказку - «Цыпленок и звезда».

Даниил Мануйлов, Мытищи.

Цыпленок и звезда.

Жил-был один цыпленок. Ему очень хотелось научиться летать. Втайне от других цыплят он тренировался. Он учился-учился и стал человеком. Но люди видели в нем только цыпленка, и требовали, чтобы он нес золотые яйца. Тогда мальчик-цыпленок убежал.
Как-то ночью он шел по полю и вдруг увидел вдалеке падающую звезду. Спотыкаясь и падая в темноте, мальчик побежал в ту сторону. И вот среди травы он нашел звезду. У нее был отколот уголок. Мальчик заклеил звезду скотчем. Они подружились. Звезда рассказала мальчику свою историю: она гуляла по небу, как вдруг поскользнулась и упала. Так оказалась на Земле. А мальчик рассказал о своей мечте научиться летать.
- Я знаю, как тебе помочь! – сказала звезда. – Много раз, сияя в небе, я видела старого мудрого волшебника, который живет за темным лесом. Он знает все тайны природы и научит тебя летать.
Мальчик-цыпленок и звезда долго пробирались через поля, переходили реки и болота. Посреди темного леса увидели маленькую избушку, похожую на домик Бабы-Яги.
- Кто вы такие? – спросил волшебник.
- Я Мальчик-Цыпленок.
- А я Упавшая Звезда.
- Научи меня летать! Пожалуйста! - попросил мальчик.
Волшебник согласился помочь. Он напоил мальчика очень горьким лекарством. Мальчик в слезах уснул, а когда проснулся, увидел, что у него выросли большие, как у лебедя, крылья. Он очень обрадовался.
- Спасибо тебе, добрый волшебник! – сказал он.
- Теперь ты помоги мне, - попросила мальчика Упавшая Звезда. – Я хочу вернуться домой, на небо.
Мальчик взял в руки звезду и взлетел высоко-высоко. Там он увидел край неба и положил на него Упавшую Звезду. Она снова засияла, а мальчик вернулся на Землю.

Лев Яковлев.

- Теперь у нас Анна Вершкова со стихотворением «Я хочу щенка».

Лада Вершкова, Москва.

А я хочу щенка.

А я мечтаю о щенке!
Хочу забрать его скорее!
Но ты кричишь невдалеке:
«Нельзя! Нельзя! Не разрешаю!
Ведь не дозволено тебе
Без разрешения бездумно
Живое забирать себе,
За ним уход и время нужно!»
А я шепчу тебе в ответ:
«Но ведь собака не хомяк!
Не рыбка даже это.
Ведь рыбку не возьмешь во век,
А с хомяком не поиграешь!
Но ведь щенок он теплый, добрый,
Он предан будет до конца!»
А я мечтаю о щенке!
Отдайте мне его скорее!
Я так хочу его держать!
Я так хочу с ним погулять!
И маму он не предпочтет…
Он мой! Он мой! Услышьте все!
И будет вечность верен мне!
А я мечтаю о щенке!
Хочу забрать его скорее!
И он мечтает обо мне,
Как я мечтаю о щенке.

Лев Яковлев.

- Андрей Андреев, «История льва», «Чайник и другие».

Андрей Андреев, Москва.

История льва.

Один лев решил стать шпионом. Для этого нужно было отрабатывать бесшумную походку. Чтобы следить за собой, лев заказал себе дом из зеркал. Целыми днями он видел всё, что он делает. И вскоре льву стало очень грустно, потому что, кроме собственных отражений, он больше никого не видел. Он подумал: "Я тут один, где все?" И он понял, что настоящему льву вовсе не нужен дом из зеркал. Он ушёл жить в джунгли. И шпионом быть раздумал.

Чайник и другие.

Жил-был на кухне чайник. Он считал, что он круче всех, и не раз об этом заявлял. Сначала все другие предметы на кухне посмеивались. Но когда чайник всем окончательно надоел со своей "крутостью", на него все ополчились. Чашки заявили, что у них есть дно и ручка. На что чайник сказал, что если бы не он, то они и вовсе не были бы нужны. Кастрюли сказали, что они шире чайника, и в них входит больший объём воды. Ножи заявили, что они гораздо остроумней. А ложки гордо промолчали.
– Ну ладно, – сказал чайник. – Уговорили. Я не крутой. Ну что, лучше вам стало?

Лев Яковлев.

- Аня Остроумова. Боюсь определить жанр того, что сейчас будет, настолько это необычно. Это такая шутка-песенка, которая, конечно, поднимет настроение. Но сами все услышите. «Песня о животе».

Аня Остроумова, Москва.

Эта песня родилась только из того,

что я хотела есть.

Мой живот

хочет есть,

Я чувствую.

Я ему

совершенно

Сочувствую.

Доставать еду

мне лень,

А в животе –

дре-

бе-

день:

Буль-буль-буль,

Бряк-бряк-бряк,

Тын.

Буль-буль-буль,

Бряк-бряк-бряк,

Дзынь.

 

Все ж достал

я еду,

Иду.

Я иду,

вот и стол,

Но не на что сесть.

А мой живот

хо-

чет

есть:

Буль-буль-буль,

Бряк-бряк-бряк,

Тын.

Буль-буль-буль,

Бряк-бряк-бряк,

Дзынь.

 

Побелел

я весь

От злости,

Затряслись

у меня

Даже кости.

Но вот я сел

за

стол

И есть-пить

по-

шел:

Буль-буль-буль,

Бряк-бряк-бряк,

Тын.

Буль-буль-буль,

Бряк-бряк-бряк,

Дзынь.

 

Вот наелся

мой живот

До отвала,

Я даже встать

не могу –

Все пропало!

Кажется,

придется позвонить

Ноль –

три…

 

Вот теперь

я лежу

В больнице,

Я даже съесть

не могу

Нормальной пиццы.

И мой живот

о-

пять

Начина-

ет

бол-

тать:

Буль-буль-буль,

Бряк-бряк-бряк,

Тын.

Буль-буль-буль,

Бряк-бряк-бряк,

Дзынь.


Лев Яковлев.

- Следующая наша победительница приехала, аж, из города Уфы специально на это мероприятие. Зовут ее Эльвира Еникеева. Она также участница конкурса «Волшебное Слово». Ее рукопись мне попалась на глаза. И вот эту сказочку, которую она сейчас прочитает «Синее небо», я сразу запомнил почти наизусть. Поэтому я очень рад, что она приехала. Давайте ее поприветствуем.

Эльвира Еникеева, Уфа.

Синее небо.

Друзья Толя и Коля всегда удивлялись, небо серое из-за туч, а небо синее почему? У Толи была такая версия: «Летела стая голубей, а хвосты у них синие. Их хвосты и оставили синий след». А у Коли своя версия: «Один человек красил дом синей краской. Но отвлекся на обед, а когда вернулся к ведру с краской, то увидел валявшуюся в луже кисточку. Это кот напроказничал. Взял мужчина кисточку и не почистив ее, начал красить. А остатки краски пустил на небо. Оттого небо и серое».
Так друзья – фантазеры соревновались, чья выдумка окажется круче. Все это слушал маленький братик Толи, играя со своими игрушками. Когда закончилась очередная схватка словами мальчиков, Илюша подошел и сказал: «Какие же вы глупые, если не знаете, что небо красят космонавты. А еще большие…». Толя и Коля только разинули рты.

Лев Яковлев.

- Адриан Пак. «Птичка и самолет».

Адриан Пак, Москва.

Птичка и самолет.

Встретились однажды Птичка и Самолет. Птица говорит:
- Откуда ты и почему такой большой?
Самолет не отвечал. Птичка решила опять повторить свой вопрос, только погромче.
Самолет по-прежнему не отвечал.
Почти обиженная птица уже собиралась улететь, как вдруг самолет открыл одно веко.
- Прости меня, но я слишком устал, и не услышал тебя.
Крылатая Птичка решила повторить свой вопрос.
- Почему ты такой большой и откуда ты прилетел?
- Я прилетел с далеких Гавайских островов. Я летел долго через Тихий океан, через Канаду ,через Атлантический океан, через Европу и вот я здесь, в Москве.
- А зачем ты туда летал? За вкусными червячками?
Самолет удивился такому странному вопросу.
- Зачем мне это надо, ведь я питаюсь топливом. Я перевожу людей в разные города, страны и континенты. Это моя работа.
Птица удивилась.
- Ты перевозишь людей? Ведь они охотятся на нас!
- Но со мной люди очень добры и внимательны, - возразил самолет.
Птичка опять удивилась,
- Так ты не птица?
- Нет, меня создали люди, я только похож на птицу. Внутри меня аккумулятор , провода которые переносят ток, и я сделан из металла.
Птица возмутилась и улетела прочь.

Лев Яковлев.

- Следующий наш автор очень огорчился, когда я ему сказал, что достаточно одного стихотворения. Он хотел читать стихи на русском языке, стихи на английском языке, свои повести, романы, поэмы. Но я ему сказал, что, к сожалению, одно стихотворение - это все, что возможно здесь. Сейчас послушаем его. Елисей Горчаков.

Елисей Горчаков, Москва.

Осень.

Ах, осень, прекрасная осень!
Меня ты сегодня вдруг спросишь
О том, как желтеет листва,
О том, как наступит зима,
О том, как дневное светило
Исчезнет вдруг со двора.

И месяц холодный в окошко заглянет,
А месяц июльский из мира уйдет.
И солнечный день нас уже не застанет.
Декабрьский миг нас прохладой зовет.

И шелест листвы нас укроет печально.
Мерцание звезд озарит небеса.
Я вижу зимы долгожданной начало.
Прощаюсь с тобою я, осень-краса.

Лев Яковлев.

- У нас есть и немосквичи, вы заметили. Нам хотелось бы больше, но пока больше не получается. Милисента Чередниченко приезжает на занятия, аж, из города Сарова, едет с мамой всю ночь. И мы за это ей очень благодарны. По-моему, это показывает то, что она и дальше будет писать, раз она тратит столько времени, столько сил. Рассказ «Сборы в школу».

Милисента Чередниченко, Саров.

Сборы в школу.

Многие мои знакомые не понимают, что такого сложного в том, чтобы отвести брата в школу. Она в соседнем квартале. Никаких проблем нет!
Конечно, есть! Они начинаются еще до выхода из дома…
- Леша! Выходим! – кричу я. Все уже ушли – и мы в квартире совершенно одни.
- Сейчас!
Молнией он проносится мимо меня. На нем одиноко болтаются синие колготки.
- Ты что, еще не одет?
- Я быстро!
Быстро-то быстро, но выйти надо было пять минут назад...
Наконец собранный брат стоит передо мной.
Я оглядываю его с ног до головы. Чего-то не хватает…
- Где пакет с бассейном?
Лешка бежит доставать полотенце с книжной полки и мыло из-под подушки. Он бы их еще в холодильнике оставил!
- Собрал!
Я снова смотрю на него. Всё как всегда.
- Ранец!
…Ура! Мы выбрались из квартиры. Уже на улице Лешка спрашивает:
- А я дверь запер?
Бегу проверять. Мы ее не только не заперли, но еще и оставили распахнутой настежь. Запираю, спускаюсь, перепрыгивая ступеньки.
- Больше ничего не забыл? Точно?
- Ага.
Но, дойдя до середины двора, он подскакивает так, что его шапку срывает ветка:
- Вспомнил!
- Что?
- Забыл!
- ЧТО?
- Домашнее задание!
Я вручаю ключ.
- Бегом! Дверь не забудь!
А через пятнадцать минут звонок! Пока я удивляюсь своему милосердию (могла бы и не дать ему за домашним заданием сбегать), Лешка возвращается.
- Держи, - отдает он мне ключ.
- А дверь?
- Две-е-ерь, - жалобно воет Лешка.
- Стой тут! – и я снова лечу по ступенькам.
Дверь заперта, можно идти. Нет, не идти – бежать!
- Тань!
- Что?!
- А у меня сегодня контрольная по математике!
- У меня тоже! Первым уроком! Быстрее давай!
- Я не смогу ее написать! – ноет Лешка.
- Сможешь!
- Не смогу!
- Сможешь!
- Нет!
- Да!
- Не смогу! Я опять что-нибудь забуду!
Мы стоим на перекрестке. Одна дорога ведет к моей школе, другая – к его. Он ноет, я рычу на него, люди смотрят на нашу странную парочку, до урока пять минут, некогда даже придумать себе оправдание…
И кто говорит, что отводить брата просто?

Лев Яковлев.

- Просто один крошечный комментарий. Посмотрите, какие разные они пишут вещи, какое невероятное разнообразие жанров и тем.
И вот сейчас будут тоже довольно оригинальные ппроизведения. Мне это очень нравится, думаю, и вам понравится. Стелла Милованова.

Стелла Милованова, Москва.

Любовь.

Любовь – это радость и счастье в кармане,
Весёлое солнце в тёмном тумане,
Любовь – это сон необычный
И кролик пушистый, коричневый!


А что у вас?

А у нас сегодня солнце
Поднялось на небосвод,
Облаков пушистых кольца –
Всё сияет и поёт!

А у нас сегодня дождик
Проливается с зарёй.
Он рисует, как художник,
Акварелью голубой…

Нежно дождик колыбель качает,
И под вечер солнце засыпает.

Солнце и облака.

Я увидел в окнах солнце,
Посмотрел потом в оконце
И увидел облака,
А под ними тень цветка.
Облака плывут вперёд
И глядят наоборот!

Лев Яковлев.

- Можно верить или нет, но произведение, которые вы сейчас услышите, было при мне написано за 10 минут. Можете не верить, мы были свидетелями. Тимофей Павлов. «Чайка».

Тимофей Павлов, Москва.

Чайка.

Середина дня. На красивейшем берегу моря, заваленном исполинами-камнями, скатившимися с гор, сидит чайка. Она совсем недавно прилетела – отдохнуть в радости и блаженстве.
На соседнем острове шумит и качается лес. Он как будто бы играет с морем, и непонятно, кто чему подражает.
Деревья на берегу шевелят ветками и как будто просят чайку, которая только прилетела отдохнуть, соединить вросшие в камни деревья с шумящим вдалеке лесом.
Хотя уже поздновато, закат, ленясь, не хочет вставать и красоваться над морем. Рябь на воде прекращается. Лесу тоже надо отдохнуть. Томящаяся луна старается выглянуть хоть чуточку, но прочный небесный плед не дает луне появиться.
Увлеченный блаженством и красотой летнего вечера, когда закат только появляется, я только сейчас замечаю, что чайка давно улетела.

Лев Яковлев.

- Марта Пивоварова, «Лесная сказка». Это у нас сказка, но тоже такая, необычная. Особенно финал.

Марта Пивоварова, Москва.

Лесная сказка.

Однажды вечером мама белка сказала своим деткам:
- Пора ложиться спать. Но где же самый маленький бельчонок ?!
Она поспешила к своей соседке Ежихе.
- Не прибегал ли к твоим ежатам мой бельчонок?
- Нет, не прибегал,- сказала Ежиха.- Мои ежата лежат иголка к иголке и спят.
- Может быть он у Зайчихи?
Мама белка поскакала к Зайчихе:
- Не прибегал ли к твоим зайчатам мой бельчонок?!
- Нет, не прибегал,- сказала Зайчиха.
- Мои зайчата лежат ухо к уху и спят.
- Может быть он у твоей младшей сестры бельчихи?
Белка поскакала к своей сестре:
- Не прибегал ли к твоим бельчатам мой сынок?
- Нет, не прибегал, мои бельчата лежат хвостик к хвостику и спят,- сказала бельчиха.
- Может он вернулся домой?
Домой?
Неужели?
Белка прибежала домой и увидела, что ее сынок лежит с братьями и сестрами и преспокойно спит. Она обрадовалась и пошла на кухню пить успокоительное.

Лев Яковлев.

- У нас нет прозаиков, поэтов. У детей вообще этого нет – захочется, что-то пишется в рифму, захочется, пишется какой-то рассказ, потом приходит время, повести начинаем писать. Маша Веснина прочитает маленький рассказик «Осень» и стихотворение.

Мария Веснина, Москва.

Осень.
Когда я вышла на улицу, я заметила, что рыжеволосая девушка Осень поменяла наряды деревьям. В желтый, красный цвет она покрасила листья.
Стало холодать. Трава пожелтела. Небо стало похоже на темносинее море. И серые облака как корабли начали свой путь. Солнце стало не так сильно греть. День быстро заканчивался. И король ночи закрашивал все в черный цвет…

Весеннее настроение.

Жизнь начинается,
Почки распускаются.
Радуются дети
Всем цветам на свете.
Я люблю весну,
Всех гулять зову.
В чистом небе
Солнце светит
Нет в душе метель и вьюг.
Вот и все стихотворенье
Начинаем новый круг.

Лев Яковлев.

- Жанр следующего произведения я, например, не решаюсь определить. Может быть, вы скажете, что это такое. Услышали мы это совсем недавно, неделю назад, и нас всех просто всех пронзило какой-то искренностью и странностью. В общем, сейчас вы сами услышите. Ксения Староста, «За что ценят лошадей».

Ксения Староста, Москва.

За что ценят лошадей?

Думаете, люди любят лошадей только за то, что от них есть польза? Для многих лошади – это просто вьючные животные и ничего более… Это – не рассказ. Это скорее – моё обращение к людям, которое, по моим планам, должно перевернуть мнение о лошадях. Можете махнуть рукой и вернутся к своим делам. Всё же я надеюсь, что мои старания не будут напрасны.
Почему, по-вашему, у некоторых нет друзей? Не факт, что это из-за плохого характера. Может, общество их отвергает по внешним признакам? Или из-за того, что большинство выбирает себе друзей из определённой категории? А быть может, из-за предательства? Конечно же, я могу ошибаться… Но всё же мне продолжать? Я продолжу…
Лошади же не выбирают себе друзей «по сортам». Задумайтесь… Они могут дружить с кем угодно. Предают ли они? Нет. Никогда.
А как же свобода? Мысли, которые ты можешь озвучивать? В человеческом обществе это не принято. Если ты скажешь то, что не понравится другим, может быть какая угодно реакция.
Лошадь же может думать что угодно.
В обществе некоторые люди даже при друзьях боятся выражать свои мысли вслух. Я – одна из таких. Когда я прихожу в школу, то прохожу мимо своего друга, который всегда по утрам сидит на первом этаже. Главное, я пытаюсь пробежать как можно тише, чтобы он меня не увидел. Но все же он меня замечает, здоровается. Я же в свою очередь смущенно улыбаюсь, еле слышно говорю «привет» и быстро поднимаюсь по лестнице, чтобы не ляпнуть какую-нибудь глупость. Если честно, я не знаю, чего именно стесняюсь. И так уже весь год. Изо дня в день. Ничего не меняется…
А с лошадьми как-то проще. Сердце у них в два раза больше и в пять раз теплее, чем у людей.
Итак. Наверное, вы хотите узнать, почему именно лошади? Говорят, лошадь – преданней собаки. Верить – не верить – ваше дело. Но мне кажется, что это – правда.

Лев Яковлев.

- У нас на литературной лаборатории также и музыки много. Приходят музыканты, играют. Но у нас есть и свой музыкант. Вот, Аня Остроумова уже пела песню. Скажи, что ты будешь исполнять?

Анна Остроумова.

- Я буду исполнять Моцарта «Фантазию ре минор».

(музыка)

Лев Яковлев.

- Ну, и обещанный последний хит. Это действительно хит. Вы сейчас в этом убедитесь. Создателя его зовут Иван Макаров, ему семь лет. А хит называется «Черный стул».

Иван Макаров, Мытищи.

Черный стул.

В одном детском саду в музыкальном зале стоял черный стул. На него сажали тех детей, которые не слушались. Однажды туда посадили мальчика, а к концу занятия выяснилось, что он исчез. Его долго искали, но так и не нашли. Через какое-то время туда снова посадили мальчика, и он тоже исчез.
У этого мальчика был друг, его звали Артем. Ему приснился сон. Он увидел мрачное подземелье, и в нем своего друга, который звал на помощь. Артем подумал, что этот сон говорит правду, и рассказал его своим друзьям. Ребята решили, что подземелье из сна – это подвал детского сада, и решили сходить туда самим и проверить. Как-то в тихий час, когда воспитательницы не было в группе, они взяли с собой фонарь и спустились в подвал. Там было темно и страшно, повсюду висела паутина и бегали крысы. Но мальчики храбро шли вперед.
В самом углу, у стены, они увидели связанных детей. Дети спали. На руках у них были странные кольца. Артем развязал их и снял кольца, и тогда дети очнулись. Они сказали, что нужно бежать, потому что скоро вернется призрак и поймает их. Артем с фонарем вывел всех из подвала, и они вернулись в группу. Там они рассказали, что с ними случилось. На каждого, кто садился на черный стул, призрак надевал одно из своих волшебных колец, и он делался невидимым. Невидимых детей можно было увидеть только в темном подвале.
- Призрак рассердится, что мы убежали, и будет мстить, - сказали дети.
- Мы должны выяснить, что ему надо, - предложил Артем. И дети решили снова спуститься в подвал. Призрак ждал их. Он был зол.
- Вы фашисты, я вас убью! – закричал он на детей.
- Мы не фашисты, мы русские, - удивились дети.
Они стали расспрашивать, и тогда призрак рассказал свою историю. Во время войны он был охранником в детском саду. Когда пришли немцы, он спрятал детей в подвале, а сам отстреливался до последнего патрона. Его взяли живым и долго пытали, привязав к черному стулу. Немцы хотели узнать, где дети. Но охранник ничего не сказал. Тогда его убили, и он стал призраком. Черный стул вызывал в нем ужас, поэтому он забирал оттуда детей и прятал их в подвале.
Дети объяснили ему, что война давно закончилась, что фашистов победили, и никто уже не убивает детей. Потом они рассказали все взрослым. Черный стул сожгли, а призраку подарили новую мебель, и поставили ее в подвале. Иногда дети приходят к призраку в гости и рассказывают ему новости.

Евгений Богатырёв.

- Спасибо, дорогие ребятки. Ну, а вот за этот стол, который стал за всю историю нашей Новой Пушкинской премии такой своеобразной почетной кафедрой Новой Пушкинской премии, я с радостью приглашаю Андрея Георгиевича Битова, Георгия Николаевича Василевича, Веру Григорьевну Жукову, Льва Григорьевича Яковлева, ну, и еще место останется для меня.
Я сегодня с большим удовольствием и с большой радостью приветствую в числе наших дорогих почетных и желанных гостей праправнучку Александра Сергеевича Пушкина герцогиня Александру Аберкорнскую, которая приехала из совсем не далекой нам Ирландии к пушкинским местам. Она, наверное, расскажет, какова цель ее путешествия. И я думаю, что мы должны ее все поприветствовать. И представляю вам нашего друга Екатерину Юрьевну Гениеву, директора Государственной библиотеки иностранной литературы имени Рудомино. Она сопровождает сегодня Александру.

Герцогиня Александра Аберкорнская. (перевод)

- Спасибо большое за такой замечательный прием. Для меня это особый день, потому что сегодня по старому стилю день рождения Александра Сергеевича Пушкина. И я могу себе только представить, какую бы радость сегодняшнее событие, происходящее здесь, доставило Александру Сергеевичу Пушкину. Я это говорю сейчас, после того, как мы услышали эти замечательно звучащие детские голоса. Эти дети из самых разных уголков России. И они как раз ровно то, о чем мы должны мечтать, чему мы должны всячески помогать. Эти звучащие голоса - голоса России. Я в страну Ирландию, где я живу, привезла с собою Пушкина, потому что я считаю, что именно Пушкин может помочь такой стране, как Ирландия.
Как вы знаете, Ирландия – страна с огромным количеством проблем: противостояние католиков и протестантов, национальная рознь, гражданская война. Но именно Пушкин помог найти способ для примирения, нашел способ примирения через детские голоса. Поэтому я твердо знаю, я верю, что мы должны делать все в нашем мире, чтобы помогать детям, чтобы помогать учителям, которые их образовывают, потому что это – будущее мира.
Замечательная премия, которая сегодня будет вручаться. Для меня большая честь, что я оказалась здесь, на ее вручении. Но я хотела бы сказать, что у меня в плане есть еще одна премия, которую я буду делать с Центральной детской библиотекой России. И я убеждена, что эти замечательные награды вселяют в нас огромный оптимизм. И спасибо, что вы меня сделали участницей сегодняшнего действия.

Евгений Богатырёв.

- Александра не в первый раз приезжает в Россию, не в первый раз приходит в наш дом, в наш музей. Спасибо, что вы с нами сегодня. Я с удовольствием и с радостью передаю музейные книги, книги о музее Александре.
Ну, что же, мы следуем той традиции, которой уже больше десятилетия.
И я бы хотел сказать о том, что есть у нас такая номинация, которая появилась пять лет назад, насколько я помню. – Специальный Диплом. И его уже получали в свое время Геннадий Опарин за памятник Репейнику, который установлен в месте, где Лев Николаевич Толстой писал свое последнее произведение «Хаджи-Мурат». И наш любимый и дорогой коллега и друг Александр Сёмочкин за восстановленную усадьбу Набоковых-Рукавишниковых в Рождествене Ленинградской области. И Наталья Ивановна Михайлова, которая находится сейчас среди нас, за прекрасную книгу о Василии Львовиче Пушкине.
И вот сегодня мне бы хотелось представить нового нашего дипломанта, в этом году мы чествуем художника. Совет премии принял решение отметить Специальным Дипломом «За гармонию слова и образа» Константина Сутягина, автора литературно-художественного цикла «Про счастье». А поздравить Константина Сутягина пришел литературовед и критик Лев Пирогов. Я с радостью предоставляю ему слово.

Литературовед и критик Лев Пирогов.

- Добрый вечер. Ребята, девочки, вы знаете художников? Каких художников вы знаете? Скажите громко. Шишкин. Дали. Васнецов. Айвазовский. Спасибо, молодцы. Я хочу что сказать. Вот после меня выйдет художник, он такой же, как Шишкин, Айвазовский и Васнецов. Вы скажете, а почему же вы их знаете, а его не знаете? А потому что, если бы вы были современниками Айвазовского, вы бы его тоже не знали. Искусство большое требует большого времени. И ваши внуки, и ваши правнуки будут знать художника Константина Сутягина. Это художник успешный, известный, но он еще и пишет книги. Пишет книги - про счастье. Что такое счастье? Дети, как вы думаете, что такое счастье? Вы же писатели.

Дети.

- Это когда есть человек и все ему нравится.

Лев Пирогов.

- Отлично. А если еще вслушаться в это слово, послушайте: с-частье. Оно само о себе рассказывает. Быть с частью чего-то, это и есть счастье. Мир огромный. Бог, добро, справедливость - это очень большие вещи. А человек, каждый по отдельности, очень маленький и очень временный. И в нем не помещается весь мир. Но ему может достаться часть чего-то очень хорошего и важного. И он тогда будет с этой частью – он будет счастлив.
Мой сын, он еще ребенок, такой, как наши лауреаты, и он любит рисовать. Обычно он рисует видеоигры, войны роботов, ну, то, что рисуют мальчики в семь лет довольно часто. А недавно вдруг разразился лирической пастелью под названием «Русский дух». Полез в шкаф, где сто лет лежат и пылятся ненужные ему пастельные мелки, достал их и в необычной для себя технике изобразил туман, березы в тумане, уходящую в туман женщину с коромыслом и крест церквушки над туманом. А сверху написал «Русский дух». Это после роботов, после сражений. Представьте мое удивление. Я его похвалил и спрашиваю, а откуда же идея такая? Он говорит: «Пойдем, я тебе покажу, я не могу принести, пойдем в ту комнату». И он подвел меня к картине Константина Сутягина и сказал: «Вот, видишь». И я понял, что сейчас на моих глазах родилось чудо. У мальчика проснулось чувство Родины, и нам тоже досталась часть чего-то очень большого и важного. Спасибо художнику, спасибо детям. И я желаю вам счастья, ребята. Вы молодцы.

Евгений Богатырёв.

- Спасибо, Лев. Диплом Константину будут вручать дети. Потому что именно они создали это произведение, я думаю, художественного искусства, естественно, в одном экземпляре. Поэтому, Константин, я с радостью приглашаю вас на сцену. Сначала вручение Диплома и подарка и от музея Пушкина. И, конечно, вам слово.

Художник Константин Сутягин.

- Спасибо. Очень приятно. И я думаю, что это не случайно. Вот, я стоял и смотрел, как тут дети поют, как выступают, как это все здорово. И все это происходит на фоне замечательных рисунков Александра Сергеевича Пушкина. И вручение премии художнику, Пушкинской премии, это совершенно такой закономерный и правильный акт. Ну, я так понимаю, вообще не очень понимаю свое здесь присутствие, но: дают – бери, а бьют – беги. Пока не бьют…
Что хотел сказать. Скорее всего, мне дали премию за слово «счастье». Вот мы это слово забыли и перестали употреблять где-то, наверное, лет 20 или 30, но очень много говорили про «плохо», про ужасы, про какие-то там неприятности всевозможные. А теперь, как я уже говорил, все, кто говорил про ужасы, свои премии получили, и теперь, наверное, будут давать премии - про счастье. И поэтому премия-то не мне дается, а дается ожиданию людей чего-то хорошего. Может быть, я это как-то так спровоцировал своим творчеством. Спасибо.

Евгений Богатырёв.

- Поздравляем вас, Константин, еще раз. Ну, что же, перед тем, как перейти непосредственно к вручению наших памятных дипломов нашим дорогим детишкам, которые сегодня становятся лауреатами Новой Пушкинской премии, я с радостью прошу Андрея Георгиевича Битова, нашего главного, наверное, вдохновителя в течение всех этих лет нашей Пушкинской Премии сказать несколько слов.

Писатель Андрей Битов.

- Вы знаете, если говорить о счастье, то вы разговариваете сейчас с очень богатым человеком. У меня уже десять потомков. И вот, вы не смотрите, что я человек старый, если сложить их возраст от детей до правнуков уже, то получается, что я втрое их младше по сумме их возраста. Я считаю, что это настоящее богатство. Так что, во-первых, терпите и живите долго, хотя очень смешно сейчас давать вам такие пожелания. Жить надо долго. Это еще Корней Иванович Чуковский сказал, - особенно писателям в России надо жить долго, тогда и до чего-то дождемся. А вообще вам всем это всё будут взрослые всегда говорить, я же буду говорить непедагогические, может быть, неправильные вещи. Но все любят детей, любят природу, любят искусство и что там еще… И родителей. Вот это все делают и никто. На самом деле - никто. Сейчас за вами только один долг - это любить родителей. Всё. Потом братья, сестры. Потом, может быть… Вот надо учиться любить тех, кого возле вас не будет. Это искусство. Искусство любви, это гораздо выше всякой литературы. А что литературу все любят и что сейчас Год литературы – не верьте. Никакого Года литературы никогда в России не было. Литературу всегда пинали, гнали и гнобили. И к этому надо тоже привыкать. Так что если вы научились читать, то читайте только хорошие книги, за которые вас могут наказывать. То есть, даже за чтение надо бороться. Надо бороться сначала, чтобы научиться читать, а потом, чтобы это право свое - читать то, что вы любите, всегда сохранять. Потому что оно не всегда было. И в наше время, в мое, было много запрещенных книг, неразрешенных, много погибших авторов, которых мы любили, которых было нельзя читать. Посему не верьте, что кто-то любит литературу, а сами любите ее.

Евгений Богатырёв.

- В этом году премию «За радость сочинительства» получают очные и заочные, мы так формулируем это, воспитанники Лаборатории по работе с одаренными детьми при Московской городской библиотеке имени Аркадия Гайдара. Это группа детишек от 7 до 12 лет под руководством Льва Яковлева. Вы их сейчас всех видели и слышали. Поэтому, я думаю, что мы просто сейчас их будем приветствовать, потому что, наконец-то, они получат те самые заслуженные и долгожданные награды, которыми в этом году, в Год литературы Совет нашей премии решил наградить детишек. А поприветствовать студийцев пришел заместитель главного редактора журнала «Новый мир», ведущий научный сотрудник Государственного литературного музея Павел Крючков.

Заместитель главного редактора журнала «Новый мир», ведущий научный сотрудник Государственного литературного музея Павел Крючков.

- Да, поприветствовать. И так все крутятся в голове пушкинские, конечно, коротенькие строки - про «племя младое, незнакомое». Ну, для меня уже знакомое, потому что, благодаря Кате Варкан и Виталию Каплану мне довелось прочитать работы всех ребят. Огромное получил удовольствие. Я очень боялся начинать читать, что будет сплошная фантастика. Оказалось - нет, все жанры. - В добрый час… И очень хочется, чтобы он скорее, этот добрый час, наступил. Похвастаться тем, что мы внутри доброго часа живем сейчас, трудно.
Вот прозвучало сегодня имя Чуковского. К нему все время приходили дети и очень часто дарили рисунки. И он очень часто просил объяснить, что там нарисовано. И подошла как-то девочка и сказала: «Корней Иванович, вот я рисовала ваш портрет, но получилась белочка». И все дети захохотали. Он сказал: «Вот это и есть, дети, искусство, когда художник начинает творить, не знает, чем кончится, а кончиться может… белочкой».
И вот все время ждешь какой-то неожиданности и чуда. Я понимаю, что Лев Григорьевич Яковлев, который, мне кажется, уже никогда не сможет вернуть себе свой естественный голос, потому что, вы знаете, что помимо того, что он чудесный поэт, легендарный редактор, помимо того, что он замечательный педагог, он еще сейчас и автор знаменитых мюзиклов. И он все время кричит. И то, что мы слышим, это не настоящий его голос, он остался, я думаю, в истории. Так вот, Лев Яковлев… Дети эти чудесные выиграли его просто по троллейбусному билету, вот что я вам скажу. Это абсолютнейшее чудо и радость, что у них есть такой преподаватель.
И я не могу не сказать о том, что Гайдаровка для многих из нас – многое. Здесь в зале сегодня, ужасно приятно, много детских писателей. Вот я вижу здесь и Юрий Нечипоренко, и Борис Минаев, и Ксения Драгунская - много. Так вот, я все думаю, а может быть, кто-нибудь из этих ребят станет детским писателем, как бы это было хорошо. Нас впереди ждет какая-то такая тайна.
Я хочу обязательно сказать, что Гайдаровка, библиотека Гайдара, для многих из нас - это присутствующая здесь дорогая и любимая Татьяна Валерьевна Рудишина, она сердце и душа этой библиотеки. Без нее не было бы ни атмосферы, ни воздуха, ни тяжелой, просто кровавой работы, которая кажется такой легкой и порхающей на выходе, а на самом деле это очень серьезный и мощный труд.
Спасибо Виталию Каплану, он у нас сам ведет Литературное объединение «Кот в мешке», помогает Льву Григорьевичу.
И вот последнее. Вот пожелать. Знаете, больше 30 лет, может быть, 35 лет тому назад, я учился в классе восьмом, вдруг пришло письмо в конверте, в ящик положили. Мать принесла и говорит: «На твое имя письмо из «Комсомольской правды»». И оказалось, что меня приглашают в литературную журналистскую студию «Золотое перо». В газете было объявление о конкурсе, а «Комсомолка» выходила миллионным тиражом, и я послал такой рассказик, просто описал случай про одного нашего мальчика, произошедший в кабинете врача. И я не попал ни в какие победители. Но те, чьи рассказики показались «лица необщим выраженьем», были собраны и с нами занимались.
И вот я сегодня пришел сюда, а по лестнице снизу поднимался Борис Дорианович Минаев и он был моим тогда педагогом. Больше 30 лет прошло. И пожелание мое ребятам, кроме того, чтобы они отвечали за тот дар Господень, который им послан, а это подарок, его надо будет отрабатывать и со временем они это узнают, но еще, чтобы они не забывали своих учителей. И когда-нибудь, когда они будут уже маститыми и знаменитыми, кто-то из них, может быть, будет даже не менее знаменитым, чем Андрей Битов, они будут идти, и им навстречу будет идти старенький Лев Яковлев. И я хочу, чтобы у них так же, как у меня, всякий раз, когда я вижу Минаева, учащенно билось сердце.

Евгений Богатырёв.

- Ну, что же, у меня в руках такие необычные дипломы. Они сделаны по эскизу. Это вот тот случай, когда ребята сделали для Константина Сутягина своими руками диплом, а его дочка Маша нарисовала эскиз, по которому сделан небольшой тираж в количестве 14 экземпляров дипломов для ребят.
Итак, я с радостью начинаю вручать ребяткам эти дипломы. А также вы получите книжки Пушкина и планшеты. И, ребята, запомните, пожалуйста, сегодняшний день. 26 мая 2015 года. Государственный музей Пушкина.
Может быть, у вас уже есть какие-то награды, но, я думаю, это первая литературная награда, которая вам дает путевку в великий мир великой русской литературы.
Итак.
Марта Пивоварова, Москва.
Тимофей Павлов, Москва.
Ксения Староста, Москва.
Адриан Пак, Москва.
Мария Веснина, Москва.
Стелла Милованова, Москва.
Иван Макаров, Мытищи.
Андрей Андреев, Москва.
Лада Вершкова, Москва.
Анна Остроумова, Москва.
Милисента Чередниченко, Саров. Это Нижегородская область, практически соседка Болдина. Я думаю, что, наверное, Болдино вам помогало? Вы, наверное, были в Болдино? Открою маленькую тайну. Герцогиня Александра завтра поедет тоже в Болдино и для нее это будет первая встреча с этим пушкинским местом, где, собственно, и родились многие пушкинские шедевры, которые называют шедеврами Болдинской осени. Ну, что же, успехов вам. Пусть болдинская осень вас вдохновляет.
Елисей Горчаков, Москва.
Эльвира Еникеева приехала из Башкирии, из Уфы. Мы с радостью ее приветствуем.
Даниил Мануйлов, Мытищи.
Перед тем, как мне вручать диплом Льву Григорьевичу Яковлеву, он подошел ко мне и попросил: «А можно сказать слово?» А кто же ему откажет?

Лев Яковлев.

- Я буду очень краток. Вот нельзя выпускать Павла Крючкова передо мной, потому что он все фамилии назвал, которые я должен был назвать. И с одной стороны, лишил меня удовольствия, с другой стороны, он несколько облегчил мне работу.
Я хочу сказать: друзья! То, что вы друзья, я чувствую вот по атмосфере, с которой вы встречали наших детей. И все-таки любая премия - это цепочка случайных обстоятельств. И эта премия – цепочка случайных обстоятельств. Но я не могу не назвать тех, кто в этой цепочке участвовал, потому что это же невероятное событие и, хоть обстоятельства случайные, имена должны быть названы.
Во-первых, я благодарю Татьяну Юрьевну Калашникову, директора Московской городской детской библиотеки имени Гайдара.

Татьяна Калашникова.

- Я очень счастлива сказать сегодня, что это наша гордость, наши дети, наш Лев Яковлев, наша Лаборатория. Мы понимаем, что приятно, когда ребенок в семье читает, но еще приятнее, когда ребенок пишет. Мы стараемся тоже отдать все сердце. Вот Татьяна Валерьевна сидит, которая этим занимается ежедневно, это тоже наша гордость. И мы готовим к изданию уже третий сборник произведений наших детей. И, надеюсь, что он будет такой же хороший, как и первые два.

Евгений Богатырёв.

- Огромное вам спасибо. Я могу, как директор музея, еще пожелать, чтобы мы с вами в дальнейшем очень тесно сотрудничали. И приводите своих воспитанников в Московский дом Пушкина.

Лев Яковлев.

- Хочу поблагодарить Ксению Драгунскую, с которой на самом деле и началась та цепочка, которая привела к этой премии. И Юрий Нечипоренко, который привез книги от издательства «Самокат». И потом эти книги будут подарены детям. И также я хочу упомянуть еще раз Виталия Каплана, с которым мы вместе проводим наши занятия.
Хочу упомянуть вот этого человека, который стоит и меня торопит. - Евгений Анатольевич Богатырев и Василевич Георгий Николаевич. И, конечно, Екатерина Юрьевна Варкан, которая показала эти рукописи Андрею Георгиевичу Битову, и, к моему удивлению, они ему понравились. Все это были совершеннейшие случайности. И, конечно, еще раз – Анна Владленовна Ямпольская, руководитель конкурса «Волшебное Слово», на который сейчас со всей России присылают рукописи, он делается это с полным энтузиазмом и бесплатно. Давайте мы ее поприветствуем!
И последнее, что я хочу сказать. Понимаете, вот когда мы начинали творческое объединение «Черная курица», никто нас не хотел печатать. Но мы как-то продолжали свою деятельность. А очень многим это не удалось. Вот хотелось бы, чтобы вот этим детям удалось. Я уже говорил на пресс-конференции, совершенно необходима поддержка, это я знаю точно. Потому что, если они будут просто писать и не будет становиться достоянием читателя то, что они пишут, то, вполне возможно, что со многими из них произойдет печальное событие для литературы, просто они перестанут писать. Поэтому мечта моя, чтобы кому-то стало это интересно и чтобы они продолжали делать то, что делают сейчас.
Я не упомянул Веру Григорьевну Жукову и Александра Петровича, главного финансового вдохновителя премии.

Евгений Богатырёв.

- Дорогие друзья! Прежде, чем перейти к следующей части нашего праздника, я хотел бы еще раз поблагодарить за работу Совет нашей премии – и Веру Григорьевну, и Александра Петровича Жуковых, конечно, Андрея Георгиевича Битова, конечно, Георгия Николаевича Василевича, конечно, Катю Варкан.
С праздником, дорогие друзья! Ждем вас в гости в нашем музее. До новых встреч. Спасибо.